Чтобы его подобрать правильно, имея перед собой достаточно значительный и разноликий выбор, необходимо иметь определенный объем соответствующей информации и знаний.
На текущий момент доступны несколько их разновидностей и, чтобы выбрать краскопульт для покраски авто, остановимся на имеющихся маркировках и на том, о чем они говорят пользователю. Однако прежде чем перейти к ним, ознакомимся с классической схемой устройства пистолета для малярных работ.
Рисунок-схема краскопульта
Как видно, современный краскораспылитель имеет ряд ключевых регулировок, позволяющих производить его тонкую настройку, это:
• Винт регулятора силы потока воздуха, он служит для выверенной установки давления на выходе из сопла краскопульта;
• Винт регулятора конфигурации факела краскопульта, при выполнении работ с его помощью имеется возможность выбора наилучшей формы распыления краски;
• Винт регулятора хода иглы, выполняющей роль клапана, отвечающего за количественную подачу краски.
Нелишне будет повториться, что когда выбираем краскопульт для покраски авто, то обращаем внимание на сопровождающую аббревиатуру, многое говорящую о системе распыления, использованной в рассматриваемой модели.
• HP краскопульт, расшифровывается как: High Pressure – высокое давление подачи и высокое давление в факеле;
• HVLP краскопульт, расшифровывается как: High Volume Low Pressure – высокое давление подачи, низкое давление в факеле;
• LVLP краскопульт, расшифровывается как: Low Volume Low Pressure – низкое давление подачи и низкое давление на выходе из сопла;
Именно такие краскопульты пневматические для покраски авто пользуются наибольшей популярностью в автомобильной «малярке». Поэтому означенным выше модификациям уделим максимум внимания и на каждом из них остановимся более подробно.
Впрочем, вскользь стоит упомянуть еще об оставшихся четырех типах пистолетов, обозначающихся как: LVMP, RP, MP и последний из списка – HTE. Они лишь немногим отличаются от трех первых типов и являются лишь их несущественными вариациями.
Краскопульт системы HP
Самый востребованный и потому самый распространенный тип – краскопульт для покраски автомобиля HP, приобретший черты классического решения в малярном деле. Он отличается весьма высоким давлением на выходе из системы, в сопле головки пульверизатора оно достигает уровня 1.176 – 1.47 бар.
При этом давление подачи воздуха от компрессора к пистолету может колебаться в пределах 2.45 – 4.90 бара, а средний расход сжатого воздуха в минуту, при работе с таким типом пистолета, может составлять 100 – 300 литров.
Как и у каждого инструмента, тут есть свои достоинства и недостатки.
К первым следует отнести:
• Большой по ширине факел краскопульта, благодаря чему обеспечивается высокая укрывистость с равномерным прокрасом;
• Работа по окраске, за счет интенсивного объема выброса материала, осуществляется с высокой скоростью.
Ко вторым:
• Высокие потери краски из-за того, что приблизительно лишь 45% достигают окрашиваемой поверхности, остальной объем, отскакивая от нее рикошетом, образует туманное облако, окрашивающее все что угодно вокруг, но только не автомобиль;
• Завихрения, образующиеся при высоком давлении выброса, вызывают значительную замусоренность поверхности, подвергающейся окраске. Из-за этого впоследствии приходится прибегать к технологическим операциям ее шлифовки и полировки.
Краскопульт системы HVLP
Разработки этого типа пистолетов были завершены еще в прошлом столетии, в середине 80-х, на волне борьбы за экологию производства. Особенностью их конструкции является оригинальная форма выпускных воздушных каналов, за счет чего удалось существенно снизить давление в форсунке на выходе, ориентировочно это всего лишь 0.68 бара. Однако входящее рабочее давление краскопульта тут по-прежнему достаточно велико и равняется 2.45 – 2.94 бара.
По сравнению с HP, HVLP – существенно лучший краскопульт для покраски авто, ведь разработчикам удалось сократить объем расходуемой краски без потери укрывистости за счет более полного переноса ее на окрашиваемую поверхность. Согласно требованиям к производителям данного типа покрасочного оборудования, с его помощью потери краски не должны превышать 35%, а реально составляют 20 – 30%.
Экономия формируется благодаря низкой скорости вылета краски с мелкодисперсными каплями, за счет чего уменьшается их отскакивание от поверхности. Впрочем, при этом уменьшается и рабочее расстояние, на котором краскопульт приходится держать от поверхности, оно составляет от 12 до 15 см.
Достоинства HVLP
Безусловными достоинствами системы HVLP оказываются:
• Значительная экономия расходных материалов (краски);
• Низкий уровень пыли от краски;
• Отсутствие завихрений и в связи с этим – замусоренности поверхности.
Присутствуют и недостатки, связанные, прежде всего с технологическими особенностями краскопультов этого типа:
• Потребление сжатого воздуха велико и превышает 360 литров в минуту, что требует более мощного компрессора;
• Необходимость использования дополнительных фильтров, очищающих подаваемый воздух от водяных паров;
• Требуется более высокая квалификация маляра, поскольку необходимые точные и выверенные движения, исключающие возникновение потеков;
• Неудобство прокраса глубоко расположенных участков из-за сниженной длины факела.
Система краскопультов LVPL
Данный тип краскопультов относится к самым новым разработкам и учитывает все конструктивные преимущества и недостатки первых двух видов. Можно предположить, что при снижении их стоимости, именно эти профессиональные краскопульты для покраски авто постепенно вытеснят все остальные среди мастеров, которые выполняют значительные объемы малярных работ и обладают высоким профессионализмом.
Благодаря технологическим ухищрениям, внесенным в конструкцию, удалось при сохранении невысокого давления на выходе из сопла 0,68 – 1,15 бара добиться снижения давления на входе в пределах 1,45 – 1,9 бара. В результате без потери качества распыления и эффективности использования материалов не ниже 65%, получилось добиться экономичного расхода сжатого воздуха в границах 150 – 350 литров в минуту.
Вместе с тем, по сравнению с HVLP выросло рабочее расстояние на 10 см.
Достоинства LVLP
К достоинствам краскопультов LVLP относятся:
• Существенно сниженное потребление сжатого воздуха;
• Низкие потери материалов при покраске;
• Практическая нечувствительность к перепадам уровня давления в системе подачи.
Электрический краскопульт для покраски – приемлемое решение
Все большее распространение среди массовых пользователей, использующих краскопульты менее интенсивно, чем мастера автомобильных малярных мастерских, приобретает электрический краскопульт для покраски авто, который обходится существенно дешевле, чем профессиональное пневматическое оборудование. Обычно даже самая дорогая модель обойдется в пределах 300 евро.
Их отличительной особенностью является отсутствие необходимости в подключении к компрессору. Работают подобные пистолеты от встроенных, либо от внешних турбин. Именно этот момент оказывается их существенным недостатком, поскольку давление в пистолете образуется исключительно при нажатии на курок краскопульта. Ведь при выключенной подаче воздуха возможно образование капли краски в сопле, которая при ее возобновлении пойдет в отрыв и может испортить окрашиваемую поверхность.
Еще одним существенным минусом электрических краскопультов с турбиной является невозможность регулировки объема подачи воздуха, что значительно снижает их функциональность в сравнении с более профессиональным пневматическим оборудованием. Этот недостаток не позволяет формировать необходимый для выполнения конкретной работы факел краски.
Помимо этого, у электрических краскопультов стандартной сопельной насадкой считается с диаметром сопла 1.5 – 1.8 мм, тогда как обычно профессиональные маляры, в зависимости от применяемого сырья (краски), пользуются для окраски автомобилей соплами 1.2 – 1.3 мм.
Удачного выбора и приятной работы!