Необходимо, чтобы параметры тормозной автомобильной жидкости соответствовали ряду жестких требований, обусловленных соответствующими стандартами.
Стоит заметить, что стандарт фиксирует такие параметры, как: вязкость, температуру кипения и стабильность сохранения температуры в рабочих режимах, коррозионную устойчивость и химическую неактивность в отношении материалов системы. Так нужно ли менять тормозную жидкость в машине и как часто это должно происходить? Давайте разбираться вместе!
Структура тормозных жидкостей
98% в ее структуре находятся гликоли, именно они составляют несущую базу в которую вводятся дополнительные составляющие:
1. Компоненты, выполняющие роль смазки, снижающей силу трения в тормозных механизмах.
2. Эфиры, регулирующие вязкость жидкости и ее температуру кипения.
3. Модифицирующие добавки, предохраняющие уплотнители из резины.
4. Ингибирующие присадки, препятствующие окислению.
Имеется тип жидкостей, составленных на основе из силикона, за счет чего они более инертны, обладают расширенным рабочим температурным диапазоном, достигающим пределов от -100oС до +350oС, незначительную гигроскопичность.
Рискованная ошибка
Многие люди полагают, будто из-за герметичности тормозной системы остаются неизменными качественные свойства жидкости, которая в ней циркулирует. Однако это мнение не верно, ибо компенсаторные отверстия системы позволяют проникать в нее насыщенному влагой наружному воздуху, которая за счет гигроскопичности тормозной жидкости в нее вбирается.
Впрочем, вовсе избавиться от гигроскопичности нельзя ввиду потребности в связывании в системе воды, которая является источником активации очагов коррозии, либо причиной замерзания системы при низких температурах окружающей среды. Вместе с тем массовый объем воды, достигающий 3% объема тормозной жидкости, приводит к существенному понижению ее температуры кипения, повышению вязкости при сниженных температурах.
В результате, увеличение содержания воды может проявиться в неожиданном для водителя отказе системы тормозов с последующим восстановлением ее функционирования. Подобный симптом может свидетельствовать о том, что из-за повышенного содержания влаги и ввиду перегрева, образуются паровые пробки, а после охлаждения работа системы нормализуется. Подобное явление носит название «невидимой» поломки тормозов, ее свидетельство – кратковременный отказ, после которого тормоза словно оживают.
Замена тормозной жидкости в машине
Эксплуатационная карта каждого автомобиля содержит информацию о периодичности, с которой производитель рекомендует производить замену тормозухи, чаще всего она находится в пределах от одного года до трех лет. Однако в зависимости от интенсивности эксплуатации автомобиля срок замены может исчисляться не временем, а километражем пробега.
Срок службы
Обычно срок службы качественной тормозухи может достигать 100000 км. Согласно рекомендациям опытных специалистов, обслуживающих транспортные средства, среднестатистический водитель должен менять в автомобиле тормозную жидкость каждые два года, либо после 60000 км пробега.
Важный аспект, который должен быть важным мотивирующим фактором своевременной замены – насыщение тормозной жидкости впитываемой влагой, которая способствует быстрейшему выходу из строя не только рабочих цилиндров, но и поршней суппорта.
Опять-таки, из-за перенасыщения влагой изменяется теплоотдающая способность жидкости, в результате – перегрев механизмов тормозной системы и выход ее из строя. Следствие – невозможность полноценного управления автомобилем и повышение степени его аварийности.
Полная замена, а не долив
Среди блуждающих между «экономными» водителями мифов имеется еще один, будто возможен долив, а не ее полная замена. Однако именно замена является эффективной борьбой с обводнением жидкости, связанной с ее гигроскопичностью.
Отработавшая свое жидкость, при перемешивании с доливаемой новой, вовсе не способствует восстановлению ее свойств до нормальных. Мало того, именно смешивание может оказаться причиной возникновения коррозии в системе с последующим разрушением ее отдельных элементов.
Как выбирать, на чем остановиться?
Надо заметить, что выбор достаточно прост, и осуществляться он должен на основании доверия к брендам. Не так уж дорога по цене ДОТ-4, но дорога безопасность, чтобы тут пытаться экономить. А вот можно ли смешивать разные жидкости, вопрос, который имеет не вполне однозначный ответ.
Некоторые из специалистов полагают, что при идентичной базовой составляющей смешивание вполне допустимо, однако делают акцент на использование продуктов одной компании. Впрочем, всегда следует помнить об обозначениях:
1. Silicone base – силиконовая основа.
2. LHM – минеральная база.
3. Hidraulic – основа полигликоли.
В качестве причины замены тормозухи фиксируется не только ее обводнение, но еще и ремонт в целом или в части тормозной системы, связанный с заменой ее компонентов, а также долговременное простаивание автомобиля без движения. Вполне разумным будет замена тормозной жидкости в автомобиле, который приобретен не через дилерский салон, а на вторичном рынке.
Необходимость замены может выполняться также и с использованием соответствующих средств контроля состояния жидкости, которые на основании точки кипения и процентного содержания влаги выдают рекомендации. Блок контроля монтируется в расширительном бачке гидравлической системы с подключением к электрической системе транспортного средства.
Снимаемые показания сопоставляются с минимальными допусками действующих стандартов, итогом чего и является решение о замене жидкости в тормозной системе автомобиля.