Автомобильный датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ): основные функции


Датчик положения дроссельной заслонки, что это такое

Датчик положения дроссельной заслонки — это датчик холостого хода, который обеспечивает оптимальную дозировку топлива, благодаря чему происходит его экономный расход. Устройство обеспечивает полноценный контроль состояния подачи воздуха, а, следовательно, и топлива в двигатель, именуют датчиком определяющим положение дроссельной заслонки.

По сути это потенциометр, сигнализирующий контроллеру о том, в каком состоянии заслонка находится в конкретный период времени. Контроллер же в свою очередь, получая данные с ДПДЗ.

Что представляет ДПДЗ и как работает датчик

Простыми словами датчик положения дроссельной заслонки можно охарактеризовать как устройство, демонстрирующее через систему приборов положение заслонки. То есть показывает, насколько эта заслонка открыта. Сегодня выпуск датчиков этого типа осуществляется в двух основных вариантах:

• бесконтактные;

• пленочно-резистивные.

Принцип работы ДПДЗ

Принцип работы бесконтактных датчиков базируется на магнитно-резисторном эффекте. По сравнению с пленочно-резистивными аналогами, работающими по принципу контакта резистивных дорожек, первые значительно дороже. Правда и эксплуатационные характеристики, а также продолжительность работы у них значительно выше.

Установка датчика осуществляется на оси заслонки дросселя, где от изменения педали акселератора происходит смена напряжения. При закрытой заслонке выходное напряжение составляет порядка 0,7В. После нажатия на педаль газа, ось заслонки приводится в движение и смещает ползунок, установленный на датчике, на некоторый угол.

После этого на резистивных дорожках образуется некоторое сопротивление, тем самым повышается напряжение. При максимальном нажатии на педаль акселератора такое напряжение может достигать 4 В.

Когда напряжение попадает на контроллер, осуществляется корректировка подачи в двигатель топливной смеси. Нужно понимать, что ДПДЗ совместно с контроллером фактически мгновенно реагируют на изменение положения акселератора, что позволяет обеспечить максимальную точность при дозированной подаче топлива. Это дает возможность получить оптимальные характеристики работы силового агрегата.

Возможные неисправности и поломки датчика

Мало кто интересуется принципом работы датчика положения дроссельной заслонкой (ДПДЗ), а также его техническими характеристиками до тех пор, пока двигатель работает нормально. Важно отметить, что часто причиной сбоев в работе датчика и его возможной поломки становится не его качество, а сопутствующие поломки и сбои других деталей и узлов.

Обычными симптомами, характеризующими сбои работы датчика дроссельной заслонки, являются:

• отсутствие устойчивой работы двигателя на холостых оборотах;

• если резко сбросить обороты – двигатель начинает глохнуть;

• двигатель также часто глохнет при переключении передач;

• топливо расходуется существенно выше нормативно заявленного расхода;

• невозможно «выжать» с мотора максимальную его мощность;

• даже при движении по ровной дороге в работе автомобиля можно наблюдать некоторые рывки.

Если же система отслеживается электронным управлением, то водитель получит определенный сигнал, который проинформирует его о возможной неисправности, а сам автомобиль переведет в режим аварийной работы. При этом нужно понимать, что не всегда проблема может скрываться в датчике.

В некоторых случаях неисправность может крыться в поврежденной проводке. Поэтому, перед тем, как начинать что-либо менять, следует внимательно продиагностировать всю цепочку, с тем, чтобы удостовериться в причинах поломки.

Важно понимать, что невозможность объективного контроля состояния ДПДЗ становится причиной не контролированного (увеличенного) расхода топлива, за счет того, что контроллер начинает воспринимать любое положение заслонки как полностью открытое. Иными словами даже при минимальной подаче воздуха через заслонку, подача топлива будет повышенной, со всеми возможными неприятностями.

Здесь не следует забывать, что если двигатель долгое время будет работать в таком режиме, вероятность его преждевременного выхода из строя существенно возрастает. Да и увеличенный расход топлива очень скоро может неприятно удивить автолюбителя.

Касательно поломок самого датчика дроссельной заслонки, то здесь следует обозначить такие основные причины. Прежде всего, может отсутствовать контакт между ползунком и резистивным слоем. Возникает, как правило, из-за поломки наконечника. В дальнейшем начинается повреждение дорожки, что в конечном итоге полностью выводит датчик со строя.

Еще один вариант возможной неисправности – неправильно определяется напряжение на поверхностях. Возникает из-за нарушения верхнего напыления контактной основы. Становится причиной неконтролируемого расхода топлива и возможных сбоев в работе агрегата. Нужно отметить, что эти поломки сами о себе не сигнализируют, поэтому важно следить за работой автомобиля и его «поведением».

Поделитесь информацией с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • В закладки Google
  • Блог Я.ру
  • Мой Мир
  • Одноклассники

Читайте также: