- Hill Descent Control (HDC) – такое название используют производители немецких марок Volkswagen, BMW, Land Rover, Ford, Jeep.
- Downhill Assist Control (DAC) – название системы помощи при спуске у производителя Тойота.
- Система Downhill Drive Support (DDS) – можно встретить в транспортных средствах от компании-производителя Ниссан.
- Downhill Brake Control (DBS) устанавливают на «корейцев» Хендай, KIA.
В общем понимании Downhill Assist Control предназначена для помощи в управлении автомобилем при крутом спуске и предотвращает набор скорости ТС при движении по горным дорогам с большим уклоном.
Устройство и принцип действия
DAC – это программное расширение, которое интегрируется в ПО ABS или ESP. Для исполнения своих функций ПО использует элементы конструкции АБС и блок-модуль управления системой.
Работа Downhill Assist Control заключается в поддержании постоянной скорости при движении по дорогам с крутым спуском за счёт периодического торможения колёс, в то же время функция DAC управляет настройками двигателя.
В процессе движения электронный блок управления получает и анализирует сигналы, поступающие с различных датчиков:
- Датчик положения педали газа;
- Тормозной датчик;
- Датчик частоты вращения коленвала;
- Регистрирующий датчик положение кузова;
- Датчики для оценки степени пробуксовки колес;
- Термодатчики.
На основании полученных данных, ЭБУ может включать насос обратной подачи АБС. Впускные/выпускные клапаны меняют положение. Первые открываются, вторые – переходят в закрытое положение. В системе торможения обеспечивается нагнетание давления для быстрого сброса скорости до минимально допустимого уровня.
Показатель скорости при этом зависит от того, на какой скорости двигается автомобиль и рабочей передачи, поэтому может находиться в диапазоне от 5 до 15 км/ч. Плавное торможение предотвращает образование заносов и опрокидывания авто.
В зависимости от положения транспортного средства относительно дороги, цикл действий DAC повторяется. По сути, работа DAC сводится к следующему: обнаружив при помощи датчиков то, что скорость автомобиля выше, чем скорость вращения колес, функция автоматически изменяет тормозное усилие, применяя его к отдельным колесам. Поэтому при спуске передним ходом поддерживается оптимальная для управляемого движения скорость от 5 до 15 км. А при движении задним ходом – в пределах 3-5 км.
Некоторые автомобили, укомплектованные ЭБУ АКПП, могут тормозить при помощи двигателя. При этом, ЭБУ автоматически включает данную функцию при наличии соответствующих сигналов датчиков. Пониженная передача включается автоматически и не перегружает трансмиссию и ДВС. Выйти из такого режима можно легким нажатием педали газа. ЭБУ переведет АКПП в режим повышенной передачи, а обороты двигателя снизятся.
Как запустить DAC
Система помощи при спуске может быть активирована при наличии двух обязательных условий: скорость двигателя не должна превышать 15-20 км/ч, а преодолеваемый уклон поверхности должен быть 25 % и выше. При этом, педали газа и тормоза должны быть не задействованы. Для запуска DAC на панели автомобиля есть отдельная кнопка, расположение которой можно найти в инструкции по эксплуатации. После плавного спуска или при нажатии педалей газа или тормоза, функция DAC выключается автоматически.
Плюсы и минусы DAC
Каждое новое поколение автомобилей поставляется с более усовершенствованной системой помощи при спуске. Действие механизма становится более совершенным, а новые датчики способны точнее контролировать положение автомобиля и условия дорожной ситуации, передавая информацию на блок управления устройством. Наличие Downhill Assist Control позволяет:
- Облегчить управление ТС;
- Сделать крутой спуск безопасным для водителя и транспортного средства;
- Рассчитать и поддержать оптимальный скоростной режим при движении.
Эксплуатация системы DAC эффективна как при твердых дорожных покрытиях в любое время года, так и на сыпучих склонах, в условиях снежных наносов или гололеда.
Важно! Механизмы системы DAC не рассчитаны на продолжительные дистанции. При нарушении правил эксплуатации системы помощи при спуске, можно добиться заклинивания колодок и выхода из строя тормозной системы.