Что такое ГТЦ? Значимость главного тормозного цилиндра в автомобиле

Что такое ГТЦ (главный тормозной цилиндр) в автомобиле

Тормозная система современных автомобилей выполнена в виде двухконтурной системы, т.е. каждый контур отвечает за два колеса транспортного средства. Таким образом, в случае поломки тормозной системы или протечки жидкости выходит из строя только один контур, а, следовательно, два колеса принадлежащих этому контуру. В таком случае автомобиль всегда можно остановить за счет второго контура.

Самым необходимым элементом тормозной системы, отвечающим за безопасность, является главной тормозной цилиндр.

Общее представление о ГТЦ

ГТЦ представляет собой единый корпус, в котором размещаются два поршня. Такой способ изготовления отличается хорошей надежностью. Данный элемент тормозной системы отвечает за распределение равномерного давления в оба контура тормозной системы.

Работает ГТЦ следующим образом: при воздействии на тормозную педаль приводится в действие первый поршень. По мере нажатия увеличивается давление в цилиндре. За счет этого приводится в действие второй поршень, который сжимая тормозную жидкость, заставляет работать свой контур.

При исправной системе тормозов давление в обоих контурах всегда одинаковое. При малейшей утечки жидкости в одном из контуров, одинакового давления соответственно не будет. Появление утечки в системе создаст потерю давления между первым и вторым поршнем, что приведет к неправильной работе ГТЦ. Он просто будет работать как будто у него один поршень, соответственно эффективность тормозов будет в разы уменьшена.

Выпускаемые автомобили делятся по типу привода в основном на задний или передний. Необходимо помнить, что на автомобилях с передним приводом двухконтурная система работает по диагонали.

Т.е. если взять один из контуров, то он будет отвечать за работу переднего левого колеса и заднего правого. На автомобилях с задним приводом несколько по другому. Один контур отвечает за передние колеса, другой за задние.

Устройство главного тормозного цилиндра

Устройство главного тормозного цилиндра

В основном главный тормозной цилиндр располагается на наружной стенке вакуумного усилителя тормозов и крепится при помощи двух болтиков. Конструкция ГТЦ состоит из следующих элементов:

– бачек для жидкости;
– корпус с цилиндрическим основанием;
– возвратные пружины;
– основной шток;
– поршни и толкатели;
– эластичные воротники.

Судя по конструкции можно предположить, что бачек для жидкости располагается в верхней части ГТЦ и имеет перегородки, где хранится нужный объем жидкости для всей системы. За счет специальных перепускных клапанов происходит взаимодействие самого ГТЦ с контурами системы.

Его сущность основана на восполнении объема рабочей жидкости при ее испарении или при износе тормозных колодок. На бачке расположены специальные метки максимума и минимума, которые облегчают визуальную проверку уровня тормозной жидкости.

Как правило, стенки бачка изготовлены из прозрачного материала. Низкий уровень жидкости можно выявить и на приборной панели. Бачек имеет датчик, показывающий ее количество, и в случае низкого уровня загорается лампочка, оповещающая водителя.

В составе ГТЦ имеются расположенные друг за другом поршни. На них установлена конструкционная манжета и смазочное кольцо, изготовленное из войлока. Эластичность материала манжеты способствует возможному не протеканию рабочей жидкости.

Один из поршней приводится в действие штоком вакуумника, а второй за счет создаваемого давления от сжатия тормозной жидкости. Зафиксированы поршни при помощи специальных элементов, которые представляют собой пружины.

Детальный принцип работы ГТЦ

Принцип работы ГТЦ

При нажатии на педаль тормозной системы, первый поршень приходит в движение за счет подталкивающего его штока. При его движении закрываются все перепускные проемы, вследствие чего давление первого контура увеличивается.

За счет увеличения давления приходит в движение второй поршень. За счет перепускных отверстий жидкость заполняет вакуум, который появился при движении. Устройства продолжают движение, пока пружина дает им возможность. Когда достигается максимальное давление, происходит срабатывание механизмов.

При остановке автомобиля оба поршня занимают свое первоначальное положение, за счет пружин возврата. При движении поршня сквозь отверстие давление атмосферы приравнивается к контурному давлению.

Если произошел неожиданный спуск педали, то разрежение в контурах не образуется, потому что все пространство занято поступившей жидкостью. Если вдруг произошла утечка в одном из контуров, второй продолжает свою работу и нехватка компенсируется.

Предположим, первый поршень непринужденно переместился по ГТЦ до соприкосновения со вторым. Второй поршень будет перемещаться, обеспечивая действие тормозов во втором контуре, соответственно произойдет изменение в работе тормозного цилиндра. А именно первый поршень приводит в движение следующий.

Не встретив сопротивления, он упирается в корпус, давление в первом контуре возрастает и влечет за собой остановку автомобиля. Тормоза срабатывают, как и надо, за счет эффективной работы ГТЦ.

Показатели неработоспособности ГТЦ

Основными признаками неисправности являются:

– при нажатии педали тормоза, проявление рывков;
– педаль тормоза проваливается или клинет;
– тормоза не прокачиваются;
– следы тормозной жидкости на вакууме.

После выявление неисправности, как правило, производят ремонтные работы, которые лучше проводить при наличии смотровой ямы или эстакады. Можно конечно обойтись и без ямы и эстакады, но это значительно может усложнить проводимые работы, поскольку потребуется прокачка колес, а без ямы их нужно будет снимать.

Читайте: Суппорт тормозной системы автомобиля.

Большим плюсом использования ямы является осмотр всех элементов тормозной системы, в том числе и регулировка ручника.

Принцип работ по замене

Замена главного тормозного цилиндра (ГТЦ)

Первостепенно необходимо слить тормозную жидкость в заранее подготовленную посуду. Далее откручиваем специальным ключом штуцера тормозных трубок от главного тормозного цилиндра. И аккуратнейшим образом незначительно отводим их в сторону от главного цилиндра.

Затем откручиваем гайки крепления ГТЦ от наружной стенки вакуумного усилителя тормозов. И соответственно происходим к снятию ремонтируемого элемента. Все последующие работы нужно выполнять на плоскости, верстаке или столе, где нет ничего лишнего.

Сталкиваясь с заменой первой раз, не имея опыта разборки, лучше раскладывать разобранные элементы в порядке их снятия. И так сливаем тормозуху, которая осталась в ГТЦ все тщательно протирается, и приступают к разборке механизма.

Исходя из выше сказанного материала известно, что в корпусе главного цилиндра расположены два поршня, поскольку система двухконтурная. В нижней части поршней проделаны конструкционные прорези, которые ограничивают их ход в корпусе цилиндра. В эти прорези входят стопорные болты для фиксации поршней.

Изначально необходимо снять пыльник, после открутить фиксирующий первый поршень болтик. После чего поршень должен выйти под воздействием возвратной пружины. Если этого не произошло, то на него нужно надавить и утопить слегка его внутрь цилиндра. После этого он должен выйти. Повторную операцию проделываем и со вторым поршнем, отводим болт и вытаскиваем поршень. Раскладываем все детали по порядку снятия.

Далее производим смену уплотнительных манжет цилиндра тормоза. В ремкомплекте к ГТЦ обычно прилагается пластиковый конус, который сподручно использовать при замене уплотнительных манжет.

После этого заменяется двух воротничковая манжета, и все детали собираются в обратном порядке. Необходимо знать, что после разборки цилиндра тормоза нужно тщательным образом произвести осмотр зеркала цилиндра. Если имеются раковины на зеркале или просто напросто набит эллипс, который определяется по отсутствию блеска в какой либо части, то цилиндр подлежит замене.

Поскольку замена манжет не даст результата. Попросту их не хватит на долгое время или тормоза не будут прокачиваться. Если все в порядке то заливаем тормозную жидкость, обязательно прокачиваем все контуры тормозной системы и осуществляем выезд для пробы работоспособности тормозной системы.

Главный тормозной цилиндр является составляющим элементом, от которого зависят жизнь и здоровье, поэтому чтобы избежать отказа тормозов в пути необходимо неукоснительно ликвидировать неисправности связанные с ним.

Поделитесь информацией с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • В закладки Google
  • Блог Я.ру
  • Мой Мир
  • Одноклассники



Читайте также: